Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 43 человека

Страничка учителя- дефектолога

Дата: 24 октября 2016 в 14:03, Обновлено 18 января в 15:25

КТО МЫ: ЭКСТРОВЕРТЫ ИЛИ ИНТРОВЕРТЫ ?
 

Как говорит ваш ребенок?

Кого из нас не умиляет детская речь? Это смешное коверканье слов и «сюсюканье», и «шепелявость», и пикантная «картавость». Слушая эти милые искажения, мы улыбаемся, а порой и сами пытаемся ответить на таком же языке. Но так ли мило и безобидно все это? Когда надо насторожиться, когда должна исчезнуть «неправильность» и исчезнет ли сама по себе?

В возрасте от 2-х до 3-х лет большинство детей:

-  выполняют простые указания;

- понимают значение предлогов «на», «в», «из», «под» и др.  и выполняют с ними предложенные инструкции («положи мячик в коробку» и т.д.);

          -  формируют простые предложения из 3-4 слов;

- ведут разговоры с членами семьи и другими знакомыми людьми;

- любят слушать песенки, стихи, короткие рассказы;

-  знают и показывают не только предметные картинки, но и действия;

- начинают усваивать грамматические категории слов и предложений;

- четко проговаривают гласные, согласные звуки раннего онтогенеза (м, мь, н, нь, т, ть, п,  пь, б, бь,  к. кь, г, гь, в, вь, ф, фь).

Как вы можете помочь ребенку учиться в этом возрасте:

- слушать ребенка, когда он с вами говорит; кивайте головой или улыбайтесь, чтобы показать, что вы понимаете;

- отвечайте, когда ребенок задает вам вопрос;

- позволяйте ребенку играть с другими детьми.

Когда следует искать помощи:

- по поведению ребенка видно, что его попытки говорить заканчиваются неудачей;

- вам трудно понимать, что говорит ваш ребенок;

- ребенок не соединяет вместе более двух слов;

- ребенок плохо слушает.

В возрасте от 3-х до 4-х лет большинство детей:

- составляют предложения из 4-6 слов;

- дают указания: «почини», «почитай»;

- задают множество вопросов;

- рассказывают вам о том, что они делали;

- разговаривают сами с собой и своими игрушками;

- рассказывают истории или поют песенки;

- могут сообщить о своем самочувствии;

- четко проговаривают гласные, согласные звуки раннего онтогенеза (м, мь, н, нь, т, ть, п,  пь, б, бь,  к. кь, г, гь, в, вь, ф, фь), уже правильно произносит свистящие звуки (с, сь, з, зь).

Когда следует искать помощи:

- ребенок повторяет слова, но не похоже, чтобы он понимал их;

- ребенок заикается;

- другим людям трудно понимать, что говорит ваш ребенок;

- ваш ребенок использует слова необычным способом.

Как вы можете помочь ребенку учиться в этом возрасте:

- говорите о сходствах и различиях между разными предметами; помогайте ребенку рассказывать о его чувствах и мыслях;

- читайте более длинные рассказы и будьте очень выразительны; читая, выясняйте, все ли понял ребенок, может ли пересказать; задавайте вопросы по тексту;

- играйте в игры, развивающие внимание и память;

- пользуясь словами или звуками, которые представляют трудности для ребенка, показывайте движения вашего рта, произносите звуки четко и ясно; но не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил звук р; очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения

К 5-и годам большинство детей:

-  составляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- умеют правильно произносить все звуки;

- объясняют значение знакомых слов

    -  составляют описательные предложения;

- почти не допускают в речи грамматических ошибок.

Когда следует искать помощи:

- ребенок не составляет полных предложений;

- ребенок не любит говорить с другими детьми;

- ребенок не выполняет сложных словесных инструкций.

Как вы можете помочь ребенку учиться в этом возрасте:

- читайте ребенку, спрашивайте, о чем вы прочитали, помогайте составить рассказ по частям;

- учите произносить длинные слова;

- обучайте произносить звуки речи правильно.

К 6-ти годам  дети:

-  правильно произносят все звуки родного языка;

-  практически не допускают в речи грамматических ошибок;

- владеют всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

Одинаковых детей не бывает, и все они учатся говорить и реагировать на речь окружающих разными способами и в разном темпе. Каждый ребенок уникален! Помните, что развитие ребенка происходит поэтапно и в определенном порядке. Если упущен какой-то один этап развития, то это влияет на следующий этап. К счастью, всегда существуют условия, с помощью которых ребенок может «наверстать» упущенное, но для этого необходимо наличие осведомленного и вызывающего доверие окружения.

Однако если вы подозреваете наличие какой-либо проблемы в развитии речевых навыков у вашего ребенка, обратитесь к учителю-дефектологу (логопеду).

Полноценная речь ребенка является непременным условием его дальнейшего успешного обучения в школе.

https://vk.com/clubnashabusia?w=wall-113989258_2355    

Скороговорки для детей для развития речи и дикции


 

Игры для развития речи и мышления дошкольников

Рекомендации родителям

Первый и главный вопрос для мамы — чему учить ребенка? Благо, выбор огромен — спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний "знаток" без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился, в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала. Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки: "одежда", "посуда", "мебель", "транспорт" и т.д., а также учебные игры: "Мишка одевается", "Я мою посуду", "Квартира для куклы" и т.д. Эти простейшие премы исподволь приведут к сути: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Будет быстро расширять словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: "Пожеваю и покладу на стол". Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания. ("Какая собачка?", "Какой автобус?") Ваша цель — приохотить "ученика" говорить много и правильно. Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как "светло-зеленый", "темно-зеленый", "изумрудный", "салатный", "болотный", "желто-зеленый". Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами — пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно — величаво-торжественное, другое - бесшабашно-веселое, третье — трагически-грустное. Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе, и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае — "листья"). Можно сыграть с ребенком в игру "Что на что похоже и почему?" Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: "Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?" Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: "Чем лист похож на бумагу?" (Толщиной, легкостью.) "А на траву?" (Цветом.) "А на каплю?" (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зеленая, как трава".

Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

• Ткач ткет ткани на платок Тане.
• Около кола — колокола.
• Как у горки, на пригорке, жили тридцать три Егорки.
• Орел на горе, перо на орле.
• Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

- Милая моя, ты не спишь!
- Вы ели на завтрак мороженое?
- Мама купила (купи) виноград.
- Скорее домой!
- У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, "береза", "дуб", "липа" и "ель"). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например "чтение книги") и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например "проснулся — встал — умылся — позавтракал" и т.д.).

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов (например из детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.Такая на первый взгляд простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

Найди тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.

Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки. Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

Я к вам пишу...
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки "письмо", например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь. Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.

Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому "безобразию". Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное — вы вместе, вы рядом.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним; разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то. Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите — а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д. Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное. Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.
 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.