Методические рекомендации по организации образовательного процесса с воспитанниками от 3 до 5 лет в группах кратковременного пребывания: вечерняя группа.
Организация нерегламентированной деятельности. Нерегламентированная деятельность воспитанников групп кратковременного пребывания реализуется через общение, игру, познавательную практическую деятельность. Проводя интегрированные занятия для воспитанников от 3 до 5 лет предлагаем использовать дидактическую вариативность. Так, педагогический работник может полностью использовать конспект предложенного занятия или мероприятия как познавательную беседу.
Однако мы использовали возможность творчества для педагогического работника. Во-первых, содержание конспекта занятий можно сократить за счет уменьшения рассказа, описания, объяснения, количества раз проведения подвижных игр. Во-вторых, педагогический работник может заменить предложенные подвижные игры аналогичными, близкими по смысловой тематике. В-третьих, педагогический работник может проводить подвижные игры, опираясь на изображения на картинке. В-четвертых, дети младшей подгруппы могут быть включены в подвижную игру в качестве участников.
Каждый вид деятельности детей или совместной деятельности взрослого и ребенка имеет свои специфические или общие формы организации и проведения. Так общение организуется через такие организационные формы как беседа, рассказ, коммуникативная ситуация. Организация нерегламентированной деятельности воспитанников имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту воспитанников усложняет работу педагогического работника, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения воспитанников разного возраста.
В группах кратковременного пребывания воспитанников они охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливо руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение.
Постоянное общение воспитанников формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших воспитанников для младших при проведении подвижной игры, выполнении заданий.
Педагогическому работнику нужно позаботиться, чтобы воспитанники были не пассивными наблюдателями, а активными участниками познавательного процесса.
Разработанные материалы (макет учебного наглядного пособия «Моя Беларусь», конспекты занятий и мероприятий ) могут использоваться при организации и проведении организационных форм различных видов детской деятельности, не регламентированных типовым учебным планом.
Рассказ и беседа в процессе общения планируется в различных моделях организации групп кратковременного пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования по мере необходимости для проведения индивидуально или группой.
Игра планируется как индивидуально, так и группой (или ее частью) при организации деятельности воспитанников. Могут планироваться все виды игр, включенных в содержание занятий. Игра в группах кратковременного пребывания воспитанников позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и воспитанников между собой. Дидактичные, подвижные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное общение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим педагог одновременно учит воспитанников и участвует в их игре, а воспитанники - играя, учатся.
Характеристика содержания разработанных материалов с методическими рекомендациями по его применению с воспитанниками от 3 до 5 лет
- Макетный образец учебно-методического пособия для педагогов учреждений дошкольного образования: «Организация образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей», включающий:
Календарно-тематическое планирование занятий дано в виде таблицы и выстроено из расчета проведения 4 темы за 5 часов занятий.
занятия и мероприятия представлены в виде конспектов для воспитанников от 3 до 5 лет.
Представленное содержание разработанных материалов может быть рекомендовано для применения в разных видах групп кратковременного пребывания:
- сезонные площадки;
- площадки для игр;
- прогулочные группы;
- группы вечернего пребывания;
- группы выходного дня;
- семейный детский сад.
В общении и в познавательной практической деятельности с воспитанниками от 3 до 5 лет могут применяться проблемные ситуации, познавательные вопросы, размещенные в конспектах занятий. Например,
- дидактические игры: «Огород»;
- подвижные игры: «Пирог», «У медведя во бору», «Что делают наши мамы и бабушки?», «Грушка»;
- словесные игры: «Мужские и женские подарки;
- игровое упражнение «Что делают наши мамы и бабушки?».
С воспитанниками от 4 до 5 лет могут применяться:
- дидактические игры: «Найди различие», «Лес, озеро, болото»;
- подвижные игры: «Заря», «Огородник», «Лес, озеро, болото».
Организуя нерегламентированную деятельность воспитанников, педагогические работники могут широко использовать иллюстрации из учебного наглядного пособия игр со всеми воспитанниками либо по подгруппам.
Для организации художественной деятельности педагогическому работнику предложены:
- стихотворения для разучивания с воспитанниками от 4 до 5 лет, например, «На 8 марта», «Коляда»;
- иллюстрации для рассматривания атрибутики белорусских народных праздников.
Нерегламентированная деятельность организуется в группах кратковременного пребывания с воспитанниками от 3 до 5 лет как с подгруппами, так и индивидуально.
Разработка учебно-методического обеспечения для организации образовательного процесса с воспитанниками разных возрастов (от 3 до 5 лет) обосновывается необходимостью создания условий для гармоничного развития воспитанников в учреждении дошкольного образования, в том числе и в группе кратковременного пребывания детей.
Так как воспитанники от 3 до 5 лет посещают группу кратковременного пребывания детей несколько раз в неделю и находятся в ней непродолжительное время (3-4 часа), необходимо, чтобы образовательный процесс выстраивался таким образом, чтобы реализовать основные линии развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательное).
Представленное содержание разработанных материалов может быть рекомендовано для применения в разных видах групп кратковременного пребывания воспитанников:
1. адаптационные группы;
2. семейный детский сад;
3. сезонные площадки;
4. площадки для игр;
5. прогулочные группы;
6. группы вечернего пребывания;
7. группы выходного дня.