Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект.
В основе внедряемого инновационного проекта находятся методологические идеи и научно-педагогические исследования:
- концепции дошкольного детства как первоначального этапа в становлении сущностных характеристик личности, теория целостного развития ребенка в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Т.Н. Бабаева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, М.В. Крулехт, В.Г. Маралов, B.C. Мухина, А.В. Петровский, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- теория деятельности, исследования особенностей детских видов деятельности и их генезиса (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, Г.И. Вергелес, Э.В. Ильенков, П.В. Копнин, А.Н. Леонтьев, В.И. Логинова, М.В. Крулехт, А.И. Раев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- философские, социально-психологические и педагогические исследования взаимодействия (А.Н. Аверьянов, Г.М. Андреева, Л.В. Байбородова, И.И. Жбанкова, С.Л. Илыюшкина, Н.Ф. Родионова, А.Н. Самбуров, О.В. Соловьев, А.Г. Чусовитин и др.);
- теория социализации личности, педагогические концепции социализации ребенка (К.А. Абульханова-Славская, Б.П., Битинас, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская, Н.П. Дубинин, Б.П. Парыгин и др.);
-теория социального познания, психология общения, взаимоотношений и взаимодействий детей дошкольного возраста (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, Т.Н. Пашукова, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский и др.);
- теория системного подхода в научном познании и методология системного анализа педагогических явлений (Л.И. Анциферова, И.В. Блауберг, А.В. Брушлинский, М.С. Каган, М.С. Кветной, В.И. Логинова, О.Г. Прикот, В.А. Сластенин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.);
- теоретические аспекты содержания и форм образовательного процесса в разновозрастных группах дошкольного учреждения (А.Г. Арушанова, А.Н. Давидчук, Т.А. Макеева и др.).
Методологию разработки содержания программно-методическогообеспечения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования определили:
- научные подходы к проблеме человека, его духовности, феноменологии развития (К.А.Абульханова-Славская, Л.М.Аболин, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.М.Попов, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, Р.Х. Шакуров и др.);
- концепции нравственного развития детей (Л.М. Аболин, А.В.Зосимовский, Л. Колберг, Ж.Пиаже, Г.А. Урунтаева и др.);
- концепции психологического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте (Т.Д.Марцинковская, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова и др.);
- теоретические разработки в области психолого-педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко и др.);
- положения компетентностного подхода (И.А. Зимняя, С.А. Храпов, А.В. Хуторской и др.);
- деятельностный принцип, требующий учитывать взаимодействие нравственного сознания и поведения (деятельности), как необходимое условие этического развития личности, формирования её нравственных мотивов;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, который предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом, природой, музыкой, математикой, взаимопроникновения в мир культуры, красоты родного края;
- принцип приоритетности наследия культуры Беларуси, означающий воспитание в традициях белорусского народа, на материале белорусского фольклора, народной педагогики с целью воспитания любви, уважения к своему дому, семье, соседям, другим эмоционально-значимым людям, природе родного края, к образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям белорусских писателей, поэтов, композиторов, художников;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через ситуации сопереживания и прогнозирование развития ситуации.