Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей от 1 года до 3 лет: адаптационная группа.
В современных условиях актуальным направлением развития системы дошкольного образования является взаимодействие с детьми раннего возраста, которые не посещают учреждения дошкольного образования. Развитие ребенка от одного года до трех лет является необычайно важным этапом в его жизни. Сегодня у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребенка. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до трех лет и не умеют найти адекватные педагогические воздействия. Внимание родителей, в основном, сосредоточено только на физическом здоровье малышей, игнорируя при этом возрастные потребности и возможности детей этого возраста, например, в приобщении к музыке и познании окружающей природы. В этой связи возникает объективная необходимость помощи семьям с маленькими детьми.
В настоящее время для успешной реализации данной проблемы совершенствуются формы взаимодействия семейного и общественного воспитания детей раннего возраста, функционируют группы раннего развития, группы кратковременного пребывания детей, адаптационные группы, группы выходного дня и др. Однако их деятельность направлена на развитие адаптационных процессов для поступления в учреждение дошкольного образования. Большинство методических пособий, отражающих работу разнообразных моделей групп кратковременного пребывания в учреждении дошкольного образования (адаптационные группы, группы выходного дня и др.). представленных в исследованиях Е.Ю. Башлай, Т.П. Высокова, Е.Ф. Гнусарева, О.И. Давыдова, О.А. Терехина, Я.Шабала и др. автров, направлены на решение проблемы успешной социализации детей раннего возраста. В пособиях «Игры-занятия с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания» И.В. Козловской, «Малышкина школа: Организация групп кратковременного пребывания для детей второго года жизни не посещающих учреждение дошкольного образования» Л.Б. Подлужной представлены игры-занятия по сенсорному и когнитивному развитию детей раннего возраста, которые включают в себя элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования, разучивания потешек, чтения сказок, подвижные и пальчиковые игры. В конспектах игр-занятий предложенных в этих пособиях авторы ограничиваются только перечислением 9-12 методов и приемов, без раскрытия их содержания.
Общим для всех моделей групп кратковременного пребывания (адаптационные группы, группы выходного дня и др.) является ограниченное количество времени нахождения ребенка в учреждении дошкольного образования. Этот фактор требует от педагогов совершенствование практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей раннего возраста.
В связи с актуальностью данной проблемы для эффективной организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания воспитанников от 1 года до 3 нами разработаны следующие материалы:
- календарно-тематическое планирование образовательного процесса в группах кратковременного пребывания воспитанников от 1 года до 3 лет в учреждениях дошкольного образования;
- содержание занятий по образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования для воспитанников от 1 года до 3 лет групп кратковременного пребывания в учреждениях дошкольного образования;
- методические рекомендации для педагогических работников по организации образовательного процесса учебной программы дошкольного образования в группах кратковременного пребывания воспитанников от 1 года до 3 лет в учреждениях дошкольного образования.
2. Макетный образец учебного наглядного пособия «Экологические картинки для малышей» для воспитанников от 1 года до 3 лет .
Разработанные материалы позволяют продемонстрировать возможность организации образовательного процесса с воспитанниками от 1 года до 3 лет в группах кратковременного пребывания, а также представить педагогическим работникам варианты занятий учебной программы дошкольного образования.
Представленные материалы помогут педагогическому работнику:
- определить варианты организации образовательного процесса с воспитанниками от 1 года до 3 лет в группах кратковременного пребывания;
- определить тематику занятий для воспитанников от 1 года до 3 лет учебной программы дошкольного образования,
- определить разнообразные педагогические средства, методы и приемы реализации интегрированного содержания образования с воспитанниками от 1 года до 3 лет в группах кратковременного пребывания,
- показать возможности использования учебного наглядного пособия «Экологические картинки для малышей» в образовательном процессе с воспитанниками от 1 года до 3 лет в группах кратковременного пребывания.